Судьба Шарика
Сегодня в ЗАО, как и во всей столице, действуют два официальных документа: распоряжение первого заместителя премьера правительства Москвы от 19.07.2001 года 403-РЗП "О дополнительных мерах по организации и выполнению работ по регулированию численности безнадзорных животных методом стерилизации в г. Москве" и постановление правительства белокаменной от 01.10.2002 г. № 819-ПП "О формировании системы управления и финансирования комплекса мер по улучшению содержания, использования и охраны животных в г. Москве". Согласно им, все местные Жучки и Шарики отлавливаются, стерилизуются, прививаются и возвращаются на прежние места обитания. Таким образом, уверены разработчики документов, поголовье безнадзорных собак в столице, и по округам в частности, постепенно сократится естественным путем. А неагрессивные стерилизованные животные больше не будут беспокоить москвичей.
(Комментарий редактора сайта: Во-первых, программа стерилизации, принятая в указанных постановлениях, противоречит многим статьям Конституции РФ и федеральному законодательству. Во-вторых, программа стерилизации также противоречит общепризнанным в мире стандартам работы с животными и мировой доктрине гуманности к животным. И в-третьих, у программы стерилизации изначально отсутствовала необходимая исходно-проектная документация в части обоснования принципиальной возможности соответствовать заявленным целям своего применения - т.е. "гуманно сокращать численность бездомных собак и кошек". В этой части отсутствовали серьезные научные исследования, обзор зарубежного положительного опыта, финансово-экономическое обоснование, результаты проведения государственной экологической экспертизы, и иные материалы, необходимые и достаточные для того, чтобы на всей территории Москвы вводить в действие столь опасную для людей и животных программу. )
Способ, конечно, гуманный, но не очень-то действенный на сегодняшний день. И вот почему. "Мы принимаем только верно составленные жалобы на безнадзорных животных, - рассказала сотрудница отдела благоустройства ДЕЗа "Фили-Давыдково" Татьяна Асейкина. - В заявке вы должны прописать, где обитает собака, составить ее подробный словесный портрет, указать, не была ли она ранее стерилизована. Если же вы подверглись нападению целой стаи беспризорников, потрудитесь описать каждого из них". Из местных ДЕЗов жалобы отправляются по цепочке в Генеральную дирекцию ДЕЗ ЗАО, "Службу отлова диких животных" и, наконец, поступают в окружную организацию, занимающуюся отловом собак.
Но ждать приезда столь нужной бригады собаколовов заявителю придется долго. В зависимости от финансирования, которого округу катастрофически не хватает, в каждом районе ЗАО за месяц забирают на стерилизацию только три - пять особей. Оперативно отлавливаются лишь те дворняжки, которые обитают на территориях детских садов и школ, либо те, которые покусали человека.
(Комментарий редактора сайта: Это только на бумаге в отчетах отдела городской фауны Департамента ЖКХиБ. На деле безвозвратно отловить бездомных собак на территории детских учреждений не представляется возможным. Более того. Выпущенный в июле сего года в рамках этой программы директивный документ Департамента ЖКХиБ вообще снимает всякую обязанность городских служб отлавливать агрессивных бездомных собак. Согласно этим распоряжениям, если на территории округа нет приюта (или есть приют, но в нем нет мест), то агрессивная собака не будет отлавливаться, даже независимо от нанесенного ею вреда гражданам. Это - вопиющее нарушение статьи 19 ч.2 Конституции РФ и статьи 17 Закона РФ "Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан", согласно которым право на охрану здоровья граждан не должно зависеть от их места жительства. Кроме того, нарушается принцип приоритета профилактических мер в области охраны здоровья граждан, предусмотренный статьей 2 Закона РФ "Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан", согласно которому собака должна рассматриваться как объект потенциальной опасности и должна отлавливаться до того, как она покусала, а не после. )
Всего в столице по договору с ГУП г. Москвы "Служба отлова диких животных" бесхозных собак стерилизуют шесть организаций. Главврач одной из ветклиник Любовь Плешивцева рассказывает: "Собаки поступают к нам в зависимости от городского субсидирования, но его постоянно не хватает. Получается: физически наши возможности не ограничены, ограничены они материально. Но, несмотря на это, мы ежедневно занимаемся стерилизацией дворовых Жучек. После того как к нам из СОДЖ поступает заявка, бригада ловцов - водитель, кинолог и ветеринар - выезжает на место. С помощью сачков, сеток и в отдельных случаях пневматического оружия с "летающими шприцами", на время парализующими животных, они забирают бродяжек. Затем мы стерилизуем и передерживаем их в клинике 10 дней, надеваем им люминесцентные ошейники - знак отличия от домашних и необработанных собак - и возвращаем на место. Агрессивные экземпляры мы определяем в приюты других округов, так как в ЗАО подобного заведения до сих пор нет".
Помимо финансовых трудностей, отлов и стерилизацию животных тормозят и собачья хитрость, и "человеческий фактор". У многих мохнатых бродяжек есть официальные и неофициальные попечители. И многие из них грудью встают на защиту своих подопечных: порой ловцы не один час тратят на то, чтобы растолковать сердобольным гражданам простые истины - собаку заберут, прооперируют и вернут на прежнее место. "Кто-то поддается уговорам, - заметила Любовь Плешивцева. - Но находятся и такие гуманисты, которые с ножами набрасываются на наших сотрудников".
В результате, по оценкам специалистов, при существующих темпах стерилизации популяция бездомных собак и в округе, и в белокаменной в целом существенно сократится только через 10- 15 лет. И то лишь при условии, что на улице не будет ежегодно оказываться до семи тысяч новых" бродяжек, которые надоели своим заботливым хозяевам.
Сейчас же стерилизация не дает никакого положительного эффекта: число бесприютных только возросло. По сравнению с предыдущими годами участились и случаи их нападения на человека.