Следует обратить внимание на наиболее грубые и типичные ошибки, допускаемые дрессировщиками в процессе обучения.
Если дрессировщик не учитывает возраст, темперамент и другие значимые индивидуальные особенности собаки, выработка приемов идет медленно, а если требования были слишком жесткими и нагрузка велика, собака может вообще отказаться работать или выполнять прием только под сильным принуждением. Ни о каком азарте и жизнерадостности во время работы и говорить не приходится. Нельзя требовать от собаки-подростка такой же выдержки и стабильного выполнения задачи, как от сформировавшегося пса.
Поощрение и наказание должны следовать сразу же за действиями собаки. Чем больше временная пауза между положительно оцененными действиями собаки и поощрением, или между отрицательно оцененными действиями собаки и наказанием, тем дольше вырабатывается рефлекс, тем больше ошибок происходит во время обучения. Тем сильнее стресс у собаки и хуже контакт с дрессировщиком.
Выработка желаемого навыка должна на первых порах проводиться в максимально комфортной, привычной обстановке, в отсутствие посторонних раздражителей. Только постепенно по мере формирования навыка можно переходить к работе в условиях новой для собаки обстановки или при наличии сильных отвлекающих факторов. Нужно учитывать, что физический дискомфорт (собака не выгуляна, хочет пить, для кобелей присутствие суки в состоянии эструса, либо ее запаха) способствует тому, что послушание собаки может быть не абсолютным.
Примеры абсолютного послушания иногда свидетельствуют не о хорошей обученности собаки, а либо о глупости хозяина, либо о глупости его питомца. Например, в одном из периодических изданий была рассказана история о том, как хозяин, уходя утром на работу, поставил собаке миску с едой и забыл дать разрешающую команду «Ешь!» Придя с работы, он обнаружил свою собаку, лежащую перед нетронутой миской. Этот случай приводился в качестве примера удивительного послушания и прекрасной обученности собаки. На мой взгляд, данная собака совершенно не в состоянии адекватно оценивать обстановку, она настолько задрессирована, что лишена всякой инициативы. Но и хозяин тоже хорош. Приучить собаку к полному подчинению, полностью взвалить на себя обязанности по ее жизнеобеспечению и не выполнить эту функцию по причине забывчивости — это кощунство.
Работа по обучению конкретного приема может проводиться только с физически и эмоционально готовой к этому собакой. Нужно уметь оценивать, способна ли собака, не восстановившаяся после большой физической нагрузки, после болезни к освоению нового приема.
Спешка при обучении собак — большая проблема. Едва хозяин получил первый положительный результат, он стремится не столько к закреплению приобретенного собакой навыка, сколько к обучению ее новым трюкам. В результате собака начинает путаться, перестает понимать задачу и поставленные перед ней требования. Это грозит нервным срывом и собаке, и воспитателю. Поэтому не торопитесь, и новый прием разучивайте только после того, как собака уверенно освоила предыдущий.
Дрессировщику очень важно заканчивать занятия на пике активности животного. Остановиться на самом удачном выполнении приема в день отработки приема или в дрессировочную «сессию» — это особое умение, требующее опыта и наблюдательности. Стоит немного перегрузить собаку, или завершить обучение на неудачной попытке — считайте, что вся работа, проведенная на данном уроке, пошла насмарку. И в следующий раз все придется начинать с предыдущего этапа.
Человек, который берется за обучение собаки, сам должен серьезно и тщательно подготовиться к занятиям. Продумайте, как вы построите урок, чему новому вы собираетесь обучить собаку? Что вы ждете от собаки на данном этапе? Каким образом вы можете достигнуть желаемого? Как вы будете поощрять собаку за успехи? Идти на занятия с собакой в надежде на то, что сам случай подскажет или ситуация сама все разрешит, грубейшая ошибка. Вы должны знать наиболее распространенные методы обучения собаки тому или иному приему и попытаться понять, какой из них наиболее пригоден для обучения вашей собаки.
При выработке приемов всегда соблюдайте последовательность подачи сигналов — вначале команда, потом — воздействие на собаку (рывок поводком, нажатие рукой, бросок ключей), и после выполнения — поощрение. Очень внимательно отнеситесь к такому порядку. Только так вы сможете обучить собаку понимать вас и слушать команду. После того как собака выполнила ваше требование, не позволяйте ей самостоятельно прекращать выполнение. Обязательно используйте разрешающую команду, таким образом вы выработаете у собаки хорошее послушание.
Выберите команды или сигналы, которые вы будете применять в работе со своей собакой. Они не должны меняться. Одна команда — один прием. Потренируйтесь заранее произносить команды. При работе с собакой старайтесь приучать ее слушать вас, для этого произносите команду однократно, четко, в тот момент, когда вы уверены, что собака вас слышит. Вы должны активно использовать интонацию. Это поможет собаке сориентироваться в ваших требованиях. Не стесняйтесь поощрять и хвалить собаку за правильно выполненный прием.
В дрессировке любой собаки, а шпица особенно, не используйте для достижения цели грубых насильственных методов. Не нужно, например, затаскивать собаку на бум или перетаскивать через барьер с целью научить ее преодолевать препятствия. Не бросайте из лодки в воду, чтобы научить плавать. Создайте такую ситуацию, чтобы собака поняла, что от нее требуется в данной ситуации. « Подтолкните», но не физически, и направьте ее к правильному решению поставленной проблемы. Перебросьте через препятствие любимую игрушку вашего питомца и лишите его возможности обежать препятствие. Собака прыгнет через барьер. А получив за это поощрение и поняв, что от нее хотят, будет прыгать еще и еще. Это же так весело!
Уровень поощрения и наказания должен быть сопоставим с действиями вашего питомца. Если собака смогла выполнить сложную задачу — не скупитесь на похвалу. Для этого можно иметь какое-то особое лакомство, вы должны всем своим видом показать питомцу, как вы им довольны. И наоборот, если собака совершила небольшой проступок, негативное подкрепление не должно быть чрезмерным. Иногда достаточно просто грубо прикрикнуть на шпица, поступающего неправильно, или проигнорировать его призыв к игре, чтобы он понял, что его действия не одобряются.
В любом случае наказание не должно быть длительным. Наказанием должно быть одно-единственное резкое, адекватно сильное воздействие, совершенное в момент проступка (а не спустя минуту). Тем более крайне непедагогично наказывать собаку за нежелательные действия спустя несколько часов после их совершения. Вы добьетесь только одного — ваш питомец будет вас остерегаться. Например, если шпиц погрыз ваши модельные туфли в момент вашего отсутствия, единственное, что следует сделать после обнаруженного безобразия — строго наказать себя за неубранную обувь. И вовсе незачем каждый день тыкать собаку носом в книжку, которую она погрызла неделю тому назад. Она не виновата в том, что вы всюду разбрасываете свои вещи.
Категорически нельзя наказывать собаку, которая повалялась в какой-то ужасной тухлятине, а после того, как вы наконец заметили ее косметические изыски и подозвали командой «Ко мне!», выполнила ваше требование. Обязательно похвалите ее за подход, а уже после этого берите на поводок и ведите домой отмываться. Если ваши парфюмерные вкусы не совпадают — это вовсе не повод лупить собаку и орать на нее после того, как она сама подошла к вам. Если вам не хочется мыть своего питомца после каждой прогулки — внимательно следите за его поисками и пресекайте их до того, как очередной «парфюм» будет найден.
Еще одна ошибка, которая чаще всего встречается в среде собаководов-любителей, склонных наделять собаку человеческими качествами. Мы все любим своих питомцев, привыкаем к ним, ищем в их поведении что-то необыкновенное. Но тем не менее собака остается собакой. Если дрессировщик говорит, что его питомец все понимает, но сегодня он ленится, или упрямится, или не в духе, поэтому не хочет выполнять тот или иной прием, — это всего лишь свидетельство того, что владелец недоработал во время обучения собаки.
В реальной жизни может быть, действительно, вы не ощущаете необходимости в безусловном подчинении собаки. Вам достаточно того, что она освоила какие-то начальные навыки, вы поняли, что в принципе при определенных усилиях смогли бы отработать тот или иной прием до автоматизма. Но вам этого вроде бы и не нужно. Собака стала достаточно управляемой, вы притерлись друг к другу. Поступайте так, как вам удобнее.
Психологи, изучавшие взаимоотношения собак и их владельцев, утверждают, что если хозяину не нравится какая-то черта поведения собаки, он тем или иным путем избавит собаку от этого порока. Если человек не видит особой надобности в коррекции привычек питомца, или втайне ему нравится, как собака себя ведет, он оставляет все как есть. Если некоторые аспекты поведения собаки (агрессия по отношению к посторонним, родственникам, беспричинный лай) воспринимаются окружающими как невоспитанность или антисоциальность, владелец может предпринимать демонстративные усилия по их «исправлению». На собаку кричат, когда она кидается на приходящих в дом гостей, облаивает собак на улице. Но сама собака прекрасно ощущает, насколько серьезными являются требования хозяина, и какое поведение он предпочитает на самом деле, и ведет себя в соответствии с его истинными потребностями. Владелец может сколь угодно публично пытаться воздействовать на питомца, но поскольку его желания не являются искренними, они не достигают цели, и во всем винят собаку (она упрямая, капризная, злая и т.д.). Вероятно, именно здесь и лежит корень всех зол, описываемых как проблемы поведения.